Книга, написанная Эриком Шлоссером « Нация фастфуда» потрясла все макдональдсовые заведения мира. В течение некоторого времени журналист Эрик Шлоссер занимался изучением систем быстрого питания. Как быстрое питание радикально изменила диету человека, изменила пейзаж Америки, как повлияло на другие континенты.
Он узнал, где берут мясо ( поэтому не стал кушать фарш из говядины), отчего жареная картошка настолько вкусная, какая в действительности стоимость гамбургера, которую не увидишь над прилавком. Всё это он написал в своей книге. Этим самым он разозлил акул американского пищепрома, а отклики на его книгу звучат так « Посидите полчасика с этой книжкой, получите лучшую диету», « Этого чтения достаточно, чтобы превратить Шварцнеггера в вегетарианца» и другие.
«Макдоналдсы» можно встретить и в школе, и на корабле, и в больнице. Обратимся к истории, в 1970-м году на эту еду в Америке уходило 6 миллиардов долларов в год, в 2001-м эта сумма составляет более 110 миллиардов. Эта сумма превосходит затраты на высшее образование, компьютеры, автомобили. Так же превосходит затраты на книги, фильмы, журналы, газеты, видео и музыку – вместе взятые. В современном мире от фастфуда не скроешься. Ежегодно только 90% рабочих мест принадлежат именно Макдоналдсу. Ежегодно в Макдоналдс на работу принимают миллион человек, при всём этом там самая маленькая зарплата. Зарплата меньше только на полях у иммигрантов.
Среднестатистический американец съедает три гамбургера и четыре порции картошки еженедельно.
В США практически каждый восьмой работающий человек, трудился в «Макдоналдсе».
Именно для «Макдоналдса» вывели специальную породу кур с большой грудью, «Мистер МД». Из мяса грудки как раз готовят всем известное блюдо « Чикен Макнаггетс».Причём это внесло изменения во всю индустрию производства курятины. Если 20 лет назад курицу продавали только целиком, то сейчас нарезанной на куски. Практически всем американским детям дошкольного возраста знаком клоун Рональд Макдональд. Единственно кто его превосходит в узнаваемости так это Санта-Клаус.
Создатели Макдоналдса в первую очередь делали ставку на семью. В Америке примерно в середине 70-х, как раз был бэби-бум, но мест для отдыха с семьёй было совсем мало. Как водится, с ребёнком могли придти и родители, и бабушка с дедушкой. В это самое время открылись места отдыха, с яркими горками, шариковыми бассейнами, с клоуном Рональдом. Организовали эти места отдыха, благодаря телепрограмме, детям конечно же это очень понравилось и особенно еда в яркой упаковке.
«Площадки приводят детей, дети - родителей, родители – деньги». Помимо всех этих удовольствий, детей привлекают игрушки входящие в набор вместе с гамбургером и колой и называется « Хэппи мил». После выхода на экраны нового мультика или фильма, выпускается целая серия игрушек, причём возникает желание собрать как можно больше игрушек. Всё это привело к тому, что сегодня дети объедаются гамбургерами, пьют литрами колу, и всё это больше чем 30 лет назад. В Америке колу дают пить уже двух летним малышам.
В основном клиенты в фастфуде это дети. Это то чем питаются дети, причём свою прибыль они делают тоже руками детей. Основная рабочая сила в этих кафе это как раз старшеклассники.
Более половины работающим там, ещё нет и двадцати лет. Работают там за мизерную зарплату и исполняют нехитрые операции. Работники меняются постоянно, текучка кадров составляет примерно 400%. Обычный работник фастфуда уходит с этой работы уже через 4 месяца.
На работу не редко берут подростков из малоимущих семей и иммигрантов, в основном из Латинской Америки, многие из них не знают английского языка, знают только названия блюд из меню.
Мизерную зарплату и отсутствие защиты труда подменяют созданием « духа команды» у молодых работников. Менеджеры «Макдоналдса» знают, как нужно грамотно поощрять юных работников, для того чтоб они поверили, на сколько они не заменимы. Это намного выгодней по сравнению с повышением зарплаты.
Как всем известно молодёжь любит и пошутить и нашкодить. Из некоторых видеозаписей произведенных в фастфудах Лос - Анджелиса можно увидеть как эти юные работники чихают в еду, облизывают пальцы, ковыряются в носу, тушат сигареты о продукты, бросают на пол продукты. В двухтысячном году арестовали трёх подростков работающих в фастфуде в Нью – Йорке, за то, что они в течении восьми месяцев плевали и мочились в еду. В миксере обитают тараканы, мыши бродят по ночам на размораживаемых продуктах…Даже сами работники кафе не питаются в своём фастфуде, если только сами не приготовят себе порцию.
Вкус картошки фри из Макдоналдса, нравится практически всем. Картофельная индустрия сформировалась в Америке ещё в 20 годы, двадцатого века. В то время американцы из картофельных блюд отдавали предпочтения, вареной картошке, печёной и пюре. Но в 1802 – м году президент Джефферсон привёз из Франции рецепт картофеля фри, он достаточно быстро распространился везде. Преуспевающий картофельный фермер Джей Ар Симплот быстро этим воспользовался. Его химики быстро улучшили методику быстрой заморозки картофеля. По началу покупателей у него было мало, при этом у основателей Макдоналдса с картошкой были проблемы. Картофель пользовался большой популярностью, но с ним было много возни. Как раз и начали покупать у Симплота его замороженную картошку. Посетители кафе подмены не обнаружили. Так как цена на картофель стала меньше, то спросом он стал пользоваться больше, и потребление его возросло в 8 раз.
На современном картофельном заводе картошка сортируется, моется, сушится под паром до тех пор пока не отвалится шкурка. Автоматически её режут, при помощи камер расположенных с разных сторон обнаруживается клубни с дефектом, их вышибают паром в специальный отсек, где этот дефект аккуратно срезается. В больших чанах нарезанную картошку обжаривают в кипящем масле до лёгкого хруста, замораживают, сортируют при помощи компьютера, специальной центрифугой укладывается в нужном направлении, упаковывается и доставляется в ресторан. Осенью в картофель добавляют сахар, весной не добавляют, по этому вкус у картофеля всегда один и тот же. Изначально, вкус картофеля в Макдоналдсе, на прямую зависел от жира, в котором её жарили. Эта смесь состояла из 7% хлопкового масла и 93% говяжьего жира. В 1990-м году люди начали активно бороться с холестерином, по этой причине фасфуды перешли на 100% растительное масло. Но вкус надо было оставить тот же!
Если вдруг вам захочется посмотреть в «Макдоналдсе» данные о составе блюд, то в конце этого списка обратите внимание, там написано «натуральный ароматизатор». Это и объясняет то, почему там всё так вкусно.
Если вам захочется узнать рецепт картофеля или гамбургера, то в кулинарных книгах вы его не найдёте. Скорее его можно обнаружить в таких книгах как « Технология пищевой промышленности» и « Инжиниринг еды». Основная масса продуктов поступающих в кафе предварительно заморожены или консервированы, иногда и сушенные. Именно кухня в кафе, это последнее звено в сложной в цепочке промышленного процесса.
Примерно 90 % тех продуктов, которые мы приобретаем, уже прошли предварительную обработку. Хотя всем известно, что консервация, или термическая обработка уничтожают естественный вкус продукта. По этому без химических заводов здесь ни как не обойтись. В Америке на химических заводах Нью – Джерси уже 50 лет трудятся именно на фастфуд.
Индустрия вкуса это секретный процесс. Основные американские компании ни когда не расскажут формулу своего продукта, не разгласит и имён своих клиентов. Всё это для того, чтоб посетители фаствуда подумали, что здесь работают чудесные повара, и прекрасная кухня. Прежде чем побывать на одном из заводов компании « Интернейшнл Флаворс энд Фрагрансез» ( « Международные вкусы и ароматы»), Шлоссеру пришлось подписать обязательство о не разглашении названий продуктов, составляющих продукцию компании.
Он посетил лаборатории «лёгких закусок», именно там отвечают за вкус хлеба, чипсов, крекеров, хлопьев. В кондитерской лаборатории «делают» вкус мороженного, конфет, пирожных и зубной пасты. В лаборатории напитков отвечают за вкус «100%-ного» сока и правильного пива. Используя 350 химикатов можно «сделать» запах земляники. Самое большое количество добавок и красителей идут в газировки. Таким способом можно любому блюду «сделать» запах свежескошенной травы, а можно запах немытого тела….
Причём разницы между «натуральными» и «искусственными» ароматизаторами практически не существует. И те и другие производят на одном и том же заводе используя высокоразвитые технологии, и состоят из одного и того же. Разница только в том, что « натуральные» ароматизаторы получают, подвергая химическим реакциям натуральные продукты. А « искусственные» получают из химикатов. Помимо вкуса продуктов, там же производят запахи духов, моющих средств, шампуней и т. д. Запахи таких распространенных марок духов как: «Бьютифул» « Эсти Лаудер» и « Трезор» « Ланкома», производят так же на этой компании.
Всё это итог одного и того же действия. Умываешься и бреешься ты практически тем, что кушаешь на обед. Доказанная истина, что вкусовые привычки, да и сама личность, тоже определяются в раннем детстве. Дети питаются в фастфудах, и это для них становится самой привычной едой. Ковбои и ранчеры всегда были кумирами американского Запада. Но за последние двадцать лет более полумиллиона из них, распродали свой скот и поменяли поле деятельности. Практически всю мясную промышленность, подмяли под себя корпорации, снабжающие фастфуд. Поменялось всё, начиная от корма для скота, до заработка мясника. Труд на мясокомбинате в Америки считается самым опасным.
Также поменялся способ забоя скота. Впрочем, это последнее звено, в цепи тех перемен, произошедших в мясной промышленности. У фермеров коровы паслись на пастбищах и ели траву. Те же коровы которых растят для фастфуда, перед забоем загоняют целым стадом на специальную площадку, где кормят исключительно зерном и анаболиками.
Одна корова съедает примерно 3000 фунтов зерна, при этом набирает вес, где- то 400 фунтов. При этом мясо делается жирным, очень подходящим для фарша.
Подорожание зерна, усугубило создавшуюся ситуацию. До 1997 года 75% скот в Америки питался останками овец, коров, иногда собак и кошек из приютов для бездомных животных. В 1994 году коровы в США поели 3 миллиона фунтов Куринного помёта.
После 1997 года корм для скота состоял из добавок из свиней, лошадей и кур, с примесью опилок из курятника. В начале двадцатого века гамбургеры считались едой для бедных, которая продавалась на улице преимущественно у фабрик или на ярмарках. В местной прессе того времени можно было прочесть «Есть гамбургеры – всё равно, что питаться из мусорного ведра». Однако компания «Белый замок» установила у всех на виду свои грили, и тем самым, поправили плохую репутацию гамбургера. После этого образовались «Макдональдсы» со своей семейной политикой. Булку с котлетой стали считать самой хорошей едой для детей, легко жевать, удобно держать в руке, сытно и дёшево. И опять таки пострадали от гамбургеров тоже дети.
Более 700 детей в Сиэтле заболели, а в 1993-м году шесть детей умерло покушав в фастфуде «Джек ин зе Бокс». После этого печального случая в течении восьми лет подобную инфекцию получили ещё полмиллиона человек. В фарше обнаружили колибактерию, именно от неё сотни человек погибли. В 1982 году колибактерию 0157Н7 впервые выделили. Эта бактерия, из обычной бактерии кишечника мутирует выделяя токсин, поражающий его внутреннюю оболочку. 5% людей от этой инфекции умирает в ужасных муках, антибиотики не спасают. Колибактерии убить тяжело, кислота, хлорка, соль, мороз бессильны, она живёт в воде, неделями на прилавках, для того чтобы инфицировать организм хватит и пяти таких бактерий. Так же эту бактерию можно подцепить, поплавав в озере, или посидев на заражённом ковре.
Эта гадость живёт в коровах десятки лет. Все те новшества, которые произошли в разведение, в забое скота образовали прекрасные условия для распространения этой инфекции. В коровьих загонах, ужасные санитарные условия, которые можно сравнить разве что только со средневековым городом, где протекали реки из нечистот. При обдирании шкуры на мясокомбинате, частицы навоза и грязи попадают в мясо. Из - за этого, кусок сырого мяса в нашей кухне, это опасность. Результаты тесов, проведённые микробиологами, показали, что на кухонной раковине бактерий больше, чем на унитазе.
Не так опасно съесть морковку, упавшую в унитаз, чем, если бы она упала в кухонную раковину.
Что касается фарша, тут дела ещё хуже. Согласно результатам исследований в 78,6% говяжьего фарша находятся бактерии распространяющиеся через фекалии. В медицинской литературе в главе о пищевых отравлениях часто встречаются такие эвфемизмы: « уровень форм колибактерий», «аэробное число»… Однако всё намного проще можно объяснить: в мясе есть навоз, поэтому от гамбургера можно заболеть. Всё это ещё осложняется тем, что в фарше одного гамбургера содержится мясо от десятков, а то и сотни коров. По этому даже без колибактерии там много заразы. Ежедневно в Америке примерно 200 000 человек получают пищевое отравление, 900 оказываются в больнице, 14 умирают.
Те кто постоянно питается фастфудом через несколько лет становятся толстяками. 54 миллиона жителей Америки страдают ожирением, 6 миллионов неимоверно жирные их вес свыше нормы на 100 фунтов(45 кг). Это единственная нация в мире которая разжирела очень быстро. А порции в фасфудах только становятся всё больше и больше. Изобрели уже «трёхпалубный» гамбургер, бутерброд «Великий американец», и «Монстра», и бигмаки. Газировку пьют в 4 раза больше. В 50-х годах порция колы была 230 г, сейчас уже «детская» порция 340 грамм, а взрослая 900 грамм. Всё больше люди стали поглощать жир и сахар. Ожирение, стало второй после курения причиной смерти в США. От ожирения ежегодно погибает 28 тысяч человек. У англичан, любителей фастфуда уровень ожирения возрос в 2 раза. Питание в Японии в основном состояло из морепродуктов и овощей, и толстых у них практически не было. Сегодня японцы «благодаря» фасфуду догнали всех.