Если правда, что у каждого города есть душа, то душа Петербурга имеет имя Ксения. Блаженная Ксения Петербургская. Загадочная, как и положено русской душе. Страдающей. Щедрой. Бесхитростной. Она родилась в начале XVIII века в семье благородных и богатых родителей. Восемнадцатилетней девочкой по горячей любви вышла замуж за Андрея Федоровича Петрова, придворного певчего и полковника. Брак был счастливым и недолгим. Ей было только двадцать шесть лет, когда муж скончался. Ксения надела мундир любимого, раздала все имущество бедным, свой дом подарила простой девушке Параше Антоновой. Просила называть ее Андреем Федоровичем, неизменно добавляя: "Ксенюшка умерла". Она стала странницей, бездомной нищенкой. Ее называли "скорой помощницей Петербурга". И она помогала - в отличие от Григория Распутина - всем, без различия званий: бедноте, мещанам, влюбленным, вдовам, студентам. Самая любимая и почитаемая в народе святая была канонизирована только в 1988 году.
Когда умирает любовь? Дата ее рождения известна лишь приближенно - между 1719 и 1730 годами. Родители Ксении Георгиевны ( по другим данным - Григорьевны) были людьми состоятельными и принадлежали к тому кругу, который позволил ей выйти замуж за высшего офицера. Можно лишь догадываться, каким человеком он был, Андрей Федорович Петров. Полковник. Певчий при дворе Елизаветы Петровны. Кстати, в то время певчий - весьма почетная должность. Да и сама Ксения любила музицировать. Как они познакомились, как полюбили друг друга? Неизвестно. Но без сомнения - редкая была любовь. О ее силе свидетельствует один единственный факт - когда умер любимый, прошла ее душа через такую боль, что вошла в русскую историю святой.
Как жить, когда умирает любовь? Истинная любовь сродни безумию. С точки зрения обывателя разве не безумие - отдать все, что имела, подарить дом знакомой своей Параше Антоновой, стать нищей? Она одела мундир мужа и ушла из дома. Днем бродила по Петербургской стороне, возле церкви святого Апостола Матфея, среди домов петербургской бедноты. Она никогда не молилась прилюдно. Ночью шла за город. Там, в полях, босая, молилась на коленях до рассвета, делая земные поклоны на все четыре стороны. Сначала мальчишки дразнили ее, потом же народ признал в ней блаженную. Убогих - то есть стоящих "у Бога" - издревле почитали на Руси.
Она неохотно отзывалась на свое имя, но всем говорила, что Ксенюшка умерла, а Андрей Федорович жив. Свидетельство потрясения? Не только. Когда двое стали единым существом, продолжение одного живет в другом. Она верила, что он жив! Верила, чтобы выжить. И просила, чтобы звали ее Андрей Федорович. Безумие? Родные, решив, что Ксения лишилась рассудка, подали прошение начальству ее покойного мужа; но те, поговорив с нею, убедились, что Ксения в здравом уме и вольна распоряжаться своим имуществом. Она отвечала столь убедительно, что чиновники не могли ей отказать в праве служить Богу. Когда одежда мужа износилась, она одела красную кофту и зеленую юбку по цвету формы Преображенского полка, туфли на босую ногу. Такой ее можно было увидеть и в дождь, и в петербургские промозглые ночи. А то и босиком на снегу. Она не заболела. Господь хранил. Ей предлагали теплую одежду, даже собольи шубы, деньги. Она брала лишь "царя на коне" - копейки с изображением святого Георгия, которые раздавала другим нищим. Казалось, что она радуется своей нищете. Приходя куда-нибудь, простодушно замечала: "Вся я тут". Могли ли петербуржцы не любить ее?
В течение сорока пяти лет она была хозяйкой Петербургской стороны. Когда она входила в дом, это считалось доброй приметой. Извозчики просили ее проехать с ними: в такой день выручка была обеспечена. Торговцы на базаре старались дать ей калач или яблочко. Глядишь, и день будет с прибылью. Поцелует ребенка - мать радуется, будет дитя счастливо. Ксения помогала и если с любовью не заладилось, и если ко вдове нет житья, и если сироту кто обидит, и если чиновнику жалованья не хватает, чтобы прокормить детей. Но главным было устройство чужого семейного счастья. Оно приходило так быстро, что Ксению стали звать "скорая помощница". В преданиях образ Ксении - абсолютно живой. Как-то уличные мальчишки довели ее насмешками, и она погналась за ними с палкой. Могла и прикрикнуть, когда ей возражали. Потому что за ней признавали власть человека божьего. И всегда она оказывалась права - провидицей была.