Из воспоминаний о В.С. Высоцком Валерий ФРИД
…Режиссер Евгений Карелов, для которого мы написали сценарий «Служили два товарища», сказал, что хочет попробовать на роль поручика Брусенцова актера с Таганки Высоцкого… Впрочем, сам Карелов относился к свой идее с некоторой робостью. В кино действовало железное правило, каким должен быть поручик: эталоном служил аристократически красивый Говоруха-Отрок из «Сорок первого» в исполнении Олега Стриженова.
Мы посмотрели фотопробу и поняли, что именно таким, как его играл Высоцкий, и должен быть Брусенцов. Да, невысокий, кряжистый, какой-то «непородистый». Зато в каждом движении – характер, яростный темперамент, а в глазах – ум и тоска.
Когда в просмотровом зале зажегся свет, оказалось, что пришел посмотреть на себя и сам Высоцкий. Он сидел, слегка смущенный, застенчиво улыбался и, по-моему, не очень верил в то, что роль отдадут ему: знал, что стереотип режиссерского мышления – великая и недобрая сила… (Надо сказать, что Карелов на всякий случай уже попробовал на роль Брусенцова и Олега Янковского. Получилось совсем неинтересно: Олег играл на пробе всех поручиков, которых видел до этого в кино. А вот когда ему досталась в этом же фильме роль Некрасова, он сыграл его, по общему мнению, просто великолепно – и ни на кого не похоже).
Высоцкий – и на экране, и в жизни – с первого же раза произвел на нас прекрасное впечатление. Интеллигентные мягкие манеры, внутреннее достоинство человека, знающего себе цену. И сила: ни разу я не слышал, как он повышает голос, но не завидую тому, кто повысил бы голос на него.
В общении он был чрезвычайно приятен – приветлив, тактичен, никакой «актерской» развязности, никакого актерского желания понравиться. В его суждениях о фильмах и книгах присутствовали и ум, и вкус, а оценках людей – терпимость и доброжелательность.
Роль Брусенцова он сыграл превосходно, и, кажется, сам остался доволен этой своей работой…
После «Служили два товарища» нам уже не хотелось расставаться с любимым артистом, и мы с Юлием Дунским написали специально для Володи три роли. Одну из них он к нашей радости сыграл и сыграл отлично в картине А.Митты «Сказ про то, как царь Петр арапа женил».
А две из трех написанных нами для него ролей Высоцкий сыграть не смог. В первом случае это была роль матроса Володи. Уже в заявке на сценарий на сценарий «Красная площадь» мы нарочно назвали матроса Володей, даже пообещали, что он будет «сочинять странные песни и петь их», - специально для того, чтобы застолбить эту работу для Высоцкого. Но режиссер Василий Ордынский наметил на эту роль другого актера, с которым уже работал и которому очень доверял. По поводу всех других персонажей у нас с Ордынским было полное совпадение взглядов, все кандидатуры утверждались с ходу; а вот на матросе Володе мы споткнулись.
Кинопроба Высоцкого была блистательна, прямо-таки концертный номер – талантливый, темпераментный. Если бы пленку с пробами не смывали за ненадобностью, он мог бы украсить любой из фильмов-воспоминаний, которые сейчас так охотно делают о Высоцком. Ю.А. Райзман, художественный руководитель объединения, посмотрев пробы, сказал:
– Не советую брать Высоцкого. Это же актер экстра-класса, он вам всех забьет.
При всем уважении к Юрию Яковлевичу этот аргумент не показался нам серьезным, и мы стали «дожимать» Ордынского. Скрепя сердце он согласился. И тут, как на грех, Володя с Мариной отправились в круиз по Черному морю. Было лето 1969 года. Перенести съемки на другое время было нельзя, и Высоцкому пришлось от этой роли отказаться. Досталась она, как и хотел режиссер, Сергею Никоненко. Он сыграл ее совсем в другом ключе, чем Высоцкий, но сыграл просто замечательно.
Следующий сценарий мы писали для Карелова, с которым у Володи сохранились со времен «Двух товарищей» самые дружеские отношения. Сценарий назывался «Маршальская звезда», а фильм вышел под названием «Высокое звание». Роль маршала Шаповалова писалась на Высоцкого. Была снята интересная, выразительная проба.
На ту же роль пробовались и другие превосходные актеры, в том числе Папанов, Матвеев… Вердикт начальства студии был краток и афористичен:
– Убедительнее всех Высоцкий, играть будет Матвеев…
Видимо, благонадежность Высоцкого была тогда под сомнением: женат на француженке, песни поет какие-то не такие. Как ему доверить роль маршала? Это же советский маршал, не белогвардеец-поручик. Впрочем, едва ли Высоцкий много потерял оттого, что не сыграл Шаповалова: ни сценарий, ни фильм большими художественными достоинствами не отличались…